Не хочу учиться, а хочу жениться — или можно ли не учиться после 9 класса?
29.10.2020
Новости права с 1 ноября 2020 г.
15.11.2020

Правомерен ли «масочный» режим?

Приветствую!

Понимаю, что данная тема затронет нежные чувства многих, в связи с чем сообщаю заранее – негативные комментарии я удаляю. У нас сейчас очень много людей поначитались вот этой интернет-помойки, вырвали слова из контекста и кричат на каждом шагу о какой-то незаконности, об ущемлении их прав, тулят какие-то статьи конституции…

Вот мне тоже часто приходят вопросы от людей, а правомерен ли этот самый масочный режим, про который мы узнали благодаря пандемии. Раньше даже не задумывались о ношении масок, а сейчас, мол, нас обязывают.

Но больше всего меня удивило такое сообщение человека в мой адрес (дословно): «Убедительная просьба срочно сообщить какой закон мне дает право отказа от масочного режима? Я как к сожалению не многие НЕ СОГЛАСНА когда у меня забирают мою свободу: НЕ ПОДЧИНЯТЬСЯ глупым приказам НЕЛЮДЕЙ».

Когда я ответила человеку, что никакой закон ему такого права не дает, мне присылают в ответ какие-то статьи из конституции, собственно не имеющие отношения к делу. Тогда я говорю, что я могу оказать соответствующие услуги и подготовить разъясняющую консультацию и объяснить человеку, где он прав, где не прав и указать на конкретное законодательство. Но оказывается, человеку это не надо, как в принципе и многим. Легче же почитать какие-то глупости в интернете (я сейчас про масочный режим), потратить на это кучу времени, чем реально разобраться в своих правах, обратившись к специалисту.

Поэтому я и решила в данной статье освятить данную тему. Тем самым протестантам масочного режима посвящается.

Итак, какие законы, нормативные акты позволяют вводить этот самый масочный режим? Здесь же заодно я затрагиваю и режим повышенной готовности, поскольку без него у нас не получится разговаривать.

Итак, режим повышенной готовности могут устанавливать своими нормативными актами Правительство РФ, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления – открываем ст. 10 и ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и внимательно читаем, там все прописано. В рамках этого самого установленного режима повышенной готовности Правительство РФ устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности, а органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности.

Как раз 2 апреля 2020 г. Постановлением Правительства РФ № 417 приняты Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. В данном постановлении прописаны права и обязанности граждан при введении режима повышенной готовности или ЧС. Не поленитесь, почитайте. Я не буду его здесь цитировать. Данное постановление принято как раз во исполнение и в соответствии с ФЗ от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». И в данном постановлении есть также важный пункт про то, что гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, ну и соответственно и в режиме повышенной готовности.

Я не буду сейчас рассматривать момент о том, что изначально Президентом РФ был объявлен режим нерабочих дней, еще до принятия Постановлением Правительства своего постановления и внесения изменений в эти самые ст. 10 и ст. 11 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», регламентирующие режим повышенной готовности и то, что в субъектах РФ без данных изменений был объявлен режим повышенной готовности на основании Указа Президента. Поскольку кто захочет, почитает истоки российского законодательства, как раз конституцию (статьи 80, 88, 90 и другие), узнает про полномочия президента и так далее. Можно по данной части частично согласиться с мнением юриста в статье журнала «Государственная власть и местное самоуправление», 2020, N 7, который говорит, что до 2 апреля конечно субъекты РФ не могли устанавливать режим ПГ и обязанности граждан, да и то, момент спорный. Я не могу цитировать все законы, иначе эта статья затянется. Скажу лишь, что указы президента являются в силу ст. 5 Трудового кодекса источником трудового законодательства. А также то, что тут необходимо почитать все тот же ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Далее, в каждом регионе субъекта РФ на основании этого Федерального закона, Постановления Правительства и принимаются распоряжения, постановления органов гос. власти и местного самоуправления. У нас в Ростове, как мы уже знаем, это Распоряжение Губернатора. В Москве Указ Мэра.

Как раз невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации влечет админ. Ответственность по ст. 20.6.1 КОАП РФ: это предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 30 000 руб. То есть сюда же относятся маски, перчатки.

Установление масочного режима организациями для своих сотрудников также правомерно и основывается оно на ряде разъяснений Роспотребнадзора (если будет принципиально, напишите, я вам их скину).

Еще момент: Правительство имеет возможность ввести по всей стране ограничительные мероприятия (карантин как мы его сейчас называем), если это предписывает главный государственный санитарный врач или его заместители (п. 6 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Также есть масса разъяснений Роспотребнадзора о необходимости использовать СИЗ гражданами в тех или иных местах общественного пользования. Здесь я также не затрагиваю полномочия Роспотребнадзора и главного гос. санитарного врача, также можно открыть ФЗ о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и почитать. Ну и еще есть ряд нормативных актов. Плюс я много постов писала в принципе на тему коронавируса.

Также с с 28 октября 2020 года вступило в силу новое Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.10.2020 №31, обязывающее также всех граждан РФ в период сезонного подъёма заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом носить гигиенические маски для защиты органов дыхания в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах.

Что касается отказа в обслуживании потребителей без масок (то есть в магазинах, аптеках, иных организациях), тут тоже есть разъяснение Роспотребнадзора, позволяющее организациям отказывать в обслуживании/допуске потребителей и это не является нарушением закона о защите прав потребителей.

Единственный пока еще спорный момент относительно масочного режима в том, что многие субъекты РФ приняли собственные «карантинные» штрафы за нарушение режима повышенной готовности. Это Москва и область, Санкт-Петербург, Республики Крым, Башкортостан, Тыва, Карачаево-Черкесия и Удмуртия, Приморский край, Курганская область. Такие штрафы выписываются уполномоченными органами, без суда и имеют фиксированную сумму.

Во всех без исключения субъектах РФ, где введены собственные «карантинные» штрафы, нормы Кодексов написаны как под копирку. Приведу для примера московский КоАП, это статья 3.18.1 КоАП г. Москвы:.

«Невыполнение гражданами требований… актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности… если эти действия (бездействие)… не влекут административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях…»

То есть ответственность по такой норме может наступить лишь в том случае, если нельзя применить федеральный КоАП. А как мы помним, Верховный суд разъяснил, что за нарушение региональных правил режима повышенной готовности можно применять федеральную «карантинную» статью КоАП, то есть 20.6.1. Стало быть, региональный штраф неприменим…

Вполне возможно, что ВС спохватится и скорректирует свои указания. Но пока однозначно есть смысл ими воспользоваться при судебном обжаловании регионального штрафа. То есть если к вам применили региональный штраф, действующий в том или ином субъекте РФ, его можно будет отменить. Пока как складывается практика по таким делам, мне неизвестно. Но скоро будем со с моим клиентом как раз обжаловать такой штраф.

Так что как видите, масочный режим, да и режим повышенной готовности являются правомерными и мы никуда от этого не денемся. И я руководствуюсь тем подходом, что даже если маска не спасает от коронавируса, зато она спасает от чужих соплей, а точнее от ОРЗ/ОРВИ.

Спасибо за внимание!

Данная статья является объектом авторского права. Запрещается копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете), изменение текста и/или любое иное использование данной статьи (части текста данной статьи), иных моих статей, материалов данного сайта без предварительного согласия правообладателя и ссылки на источник. При нарушении данного условия лицо, нарушившее законодательство, будет привлечено к ответственности.

Подписывайтесь на мой канал Яндекс.Дзен и инстаграм.

Комментарии закрыты.

error: Содержимое сайта защищено! Копирование запрещено!