Рекомендации при оформлении микрозайма
10.06.2020
Договор поставки не подписан, получится ли вернуть предоплату как неосновательное обогащение?
13.06.2020

Изменения в законодательстве об исполнительном производстве

1 июня вступили в силу изменения в ФЗ от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 229-ФЗ), цель которых – исключить возможность обращения взыскания, наложения ареста в рамках исполнительного производства на выплаты социального характера (Федеральный закон от 21 февраля 2019 г. № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве»).

Многие ждали, что будут какие-то ограничения по удержанию или взысканию с пенсий, но нет.

Как поясняли разработчики поправок, хотя подобные выплаты и так формально защищены Законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (в частности, ст. 101) от взыскания, на практике такие ситуации все-таки случаются. Главным образом это происходит из-за того, что приставам и банкам не известны источники поступления денежных средств на банковский счет должника и их назначение.

В связи с этим в Законе № 229-ФЗ теперь закреплена обязанность банков и иных кредитных организаций, осуществляющих обслуживание счетов должника, при исполнении содержащихся в исполнительном документе или постановлении судебного пристава-исполнителя требований о взыскании денежных средств или об их аресте соблюдать требования ст. 99 и ст. 101 этого закона.

 

Ст. 99 Закона № 229-ФЗ предусмотрено ограничение размера удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, а ст. 101 – виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание (алименты, средства материнского капитала, различные единовременные и компенсационные выплаты, социальные пособия и т.д.).

Обеспечивать соблюдение указанных требований (т.е. отличать денежные средства, защищенные «иммунитетом», от других средств, поступающих на счет должника) банки будут на основании сведений, указанных лицами, выплачивающими должнику заработную плату и (или) иные доходы, в расчетных документах. То есть работодатели обязаны теперь указывать в расчетных документах соответствующий код вида дохода. Порядок указания кода вида дохода в расчетных документах установлен Банком России.

Помимо этого лица, выплачивающие должнику зарплату или иные доходы путем их перечисления на счет должника в банке или иной кредитной организации, теперь обязаны указывать в расчетном документе сумму, взысканную по исполнительному документу.

В свою очередь банк (иная кредитная организация), осуществляющий обслуживание счетов должника-получателя денежных средств, защищенных «иммунитетом», должен произвести расчет суммы денежных средств, на которую может быть обращено взыскание или наложен арест. Порядок расчета установлен Минюстом России. Им предусмотрено, что при наличии нескольких счетов гражданина расчет должен осуществляться отдельно по каждому счету, а в случае, если счет открыт нескольким лицам (совместный счет), расчет должен производиться отдельно по каждому лицу. Определено, какие суммы включаются в расчет, а какие – нет. Установлена очередность учитываемых при расчете сумм.

Также с 1 июня 2020 г. предусмотрена необходимость учитывать перечень доходов, на которые нельзя обратить взыскание, и при изъятии наличных денежных средств в рублях и иностранной валюте, обнаруженных у должника. При этом должник обязан предоставить документы, подтверждающие наличие у него наличных денежных средств, на которые в соответствии со ст. 101 Закона № 229-ФЗ не может быть обращено взыскание.

Кроме того, предусмотрено, что в целях установления имущественного положения должника судебный пристав-исполнитель может запрашивать у налоговых органов помимо сведений, указанных в ч. 9 ст. 69 Закона № 229-ФЗ, иные сведения, необходимые для своевременного и полного исполнения требований исполнительного документа. То есть полномочия судебного пристава-исполнителя были расширены новыми поправками.

 

И еще одно изменение – к видам доходов, на которые не может быть обращено взыскание, теперь относятся также денежные средства, выделенные гражданам, пострадавшим в результате ЧС:

  • в качестве единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости
  • и (или) в качестве единовременного пособия членам семей граждан, погибших (умерших) в результате ЧС, и гражданам, здоровью которых в результате ЧС причинен вред различной степени тяжести.

 

Комментарии закрыты.

error: Содержимое сайта защищено! Копирование запрещено!